(54) Ноябрь 2006

Алексей ГРАММАТЧИКОВ

Налипшая на колеса грязь — настоящий бич для большинства автосервисов и станций шиномонтажа. Большинство работников СТОА знают, как это порой бывает хлопотно — отмывать вручную грязные колеса автомобиля клиента, чтобы они не запачкали ремзону или для проведения шиномонтажных работ. Решить эту проблему способны относительно новые для российского рынка и весьма эффективные установки — автоматические мойки колес.

Автоматические мойки колес давно уже являются вполне обычным делом для западных станций авторемонта. В России же такие установки пока воспринимаются как диковинка: там, где они работают, нередко можно увидеть удивленные лица. Вообще-то удивляться здесь есть чему. Автоматическая мойка — это своеобразный робот, торжество научно-технического прогресса, которое полностью исключает участие человека в процессе превращения автомобильного колеса из крайне запачканного, неприятного на вид объекта в блестящую, сверкающую чистотой деталь.
Большинство автоматических моек колес представляют собой компактный ящичек, чем-то напоминающий большой холодильник (высота — 1,3 м, ширина — 0,9 м, длина —
1 м), из которого виднеется приемное отверстие с лотком, куда помещается загрязненное колесо. Включается мойка, колесо исчезает в проеме и через несколько десятков секунд совершенно чудесным образом появляется уже чистым и сияющим.

Устройство
Устройство автоматической мойки колес довольно незамысловато. Ее основа – моечная камера, в которую через отверстие подачи направляется колесо. Там оно находится в вертикальном положении на двух роликовых опорах, которые в процессе мойки медленно его вращают.
Сам же процесс работы автоматической камеры чем-то напоминает принцип работы посудомоечной машины. Он состоит из двух основных стадий: мойки и сушки.
Так же как и в посудомоечной машине, процесс мойки колеса заключается в том, что на загрязненный предмет под сильным напором подается вода. Однако есть здесь дополнительная хитрость. Налипшая и присохшая к колесу грязь — это вам не остатки куриного рагу или супа на тарелке. Простым напором воды грязное колесо зачастую не отмыть. Поэтому процесс мойки включает использование специальных гранул — мелких пластиковых частиц, выполняющих роль своеобразной мочалки: под давлением соприкасаясь с колесом, они
с силой трут его, отдирая прилипшую за многие километры пути грязь.
Очищающий эффект усиливают специальные моющие средства. Добавленные в воду, они «отстирывают» грязь на колесе. Причем благодаря особому химическому составу средства обычно легко справляются с серьезными загрязнениями — например, машинным маслом, которое по той или иной причине оказалось на колесе.
Итак, вода вместе с пластиковыми гранулами с помощью встроенного насоса под напором подается на вращающееся колесо с двух сторон. После того как колесо под напором моющего средства сделало несколько оборотов, подача воды заканчивается, и колесо еще какое-то время вращается — для центробежного сброса воды со своей поверхности. Вслед за этим наступает время сушки: на колесо подается сильная струя воздуха, которая сушит его в течение примерно 15 секунд. Когда же сушка завершена, чистое и сухое колесо «выплевывается» из приемного окна мойки.

Режимы работы
Обычно автоматическая мойка для колес запрограммирована на три режима работы. Самый быстрый — 30 секунд (колесо моется и сушится, соответственно, по 15 секунд). Такой режим, по отзывам специалистов, обычно применяется чаще всего.
Впрочем, если колесо нужно помыть более тщательно (скажем, к вам приехал джип после путешествия по загородным оврагам), то тогда реально задать более продолжительный режим — на 60 секунд.
Наконец, самый длительный цикл очистки колеса — это 120 секунд. Однако, по отзывам пользователей, его применяют крайне редко — как правило, только в тех случаях, когда колесо запачкано не только дорожной грязью, но и еще какими-то побочными веществами, например машинным маслом.
Довольно разнообразен и возможный размер колес для моек. Почти все мойки рассчитаны на очистку колес для легковых автомобилей,
а также внедорожников — дисков радиусом от 10 до 19”. Если же кто-то задастся целью мыть в подобных мойках колеса грузовых машин, то придется покупать уже более мощную установку. Обычно автоматические мойки рассчитаны отдельно на очистку колес легковых автомобилей и отдельно — колес грузовых.

Правила эксплуатации
Достаточно просты и правила эксплуатации автоматических моек для колес. Пожалуй, основное из них при пользовании такими установками схоже с употреблением упомянутых выше посудомоечных машин. Так же как при использовании последних необходимо предварительно удалить с посуды большие куски прилипшей пищи, в колесную мойку нельзя засовывать колесо с прилипшими к нему огромными комьями грязи: комки следует предварительно удалить, а уж потом помещать колесо в мойку.
Еще один важный момент — это рекомендации удалить с моющегося колеса различные навесные детали: колпаки на диски, грузики и т. д., чтобы они не повредили внутреннюю часть мойки.
Что же касается расходных материалов, то в процессе мойки обязательно применение химического порошка очистки (на один цикл мойки в 100 колес обычно требуется немного — всего 100 г порошка). Производители моек советуют использовать строго рекомендованный ими состав (например, специальное средство для мойки колес от европейского производителя марки Сolgonit). Впрочем, если его нет под рукой, то можно засыпать обычный стиральный порошок — так утверждают опытные пользователи моек. Правда, он должен быть именно для автоматических стиральных машин, иначе мойку, так же как и стиральную машину, может вывести из строя излишнее пенообразование.
Наконец, в мойке для колес должно постоянно находиться 20 кг упомянутых специальных пластиковых гранул, которые выполняют в машине роль оттирающей щетки.
Гранулы засыпаются единоразово. Их не нужно менять после определенного цикла. Просто перед сливом грязной воды в поддон вставляется специальная корзина, собирающая все пластиковые гранулы, которые потом можно заново засыпать в машину. Специалисты утверждают, что одной «порции» гранул обычно хватает на довольно продолжительное время — в среднем на год активной мойки колес.

Подключение
Удобная особенность автоматических моек колес — их не обязательно подключать к магистральному водопроводу. Иными словами, колесные мойки работают по принципу замкнутого цикла.

Дмитрий Тюльпаков, руководитель отдела информации компании «Интерколор», занимающейся, в частности, продажей моек для колес:
— То, что мойки могут работать автономно от воды, — их весьма большое преимущество. Благодаря этому такие машины можно устанавливать практически в любом месте авторемонтного цеха и не быть привязанным к проводке коммуникаций. Кроме того, дополнительное удобство — то, что сами по себе мойки колес не отличаются большим весом. В среднем вес не заполненного водой аппарата может составлять 150 кг, так что его самостоятельно в силах поднять и переставить несколько рабочих.

Обычно встроенный резервуар автоматической мойки колес рассчитан на 300 л. Вода предварительно заливается в мойку, и такого ее запаса, как правило, хватает на цикл из
100 колес. Обычно подсчет помытых колес ведется на мойке автоматически — для этого в машине существует специальный счетчик.
После того как этот счетчик сигнализирует, что прошел цикл из 100 колес, отработанную воду нужно слить. Причем данная вода будет не столь уж и загрязненной — в связи с тем, что в мойках имеется отдельный отстойник для накапливания грязи, который следует очищать отдельно. Попутно нужно просто промыть еще и специальные фильтры.
Единственное, к чему необходимо подсоединять мойку, — это к магистральной пневмосети. Сжатый воздух требуется для эффективной сушки колес.

Производители и цены
Как ни странно, рынок автоматических моек колес в России довольно развит. В настоящее время данный вид оборудования предлагает целый ряд компаний — как зарубежных, так и отечественных.
Так, например, в нашей стране сейчас довольно широко продвигаются колесные мойки европейских марок Trommelberg, Drester, Wulkan. Стараются привлечь своих покупателей и российские производители — в частности, в настоящее время активно продается мойка «МК-1» производства российской компании «Унисервис».
Понятно, что российские модели несколько уступают по потребительским характеристикам зарубежным аналогам. В частности, многие пользователи отечественных моек жалуются на слишком высокий шум при их работе, в то время как в конструкции импортных моек используются специальные шумоизоляционные материалы, благодаря которым такие аппараты работают крайне тихо.
Еще одно преимущество «заморских» моек для колес — качественная электрика. Мойка по определению находится в воде, и именно электрика из-за повышенной влажности здесь наиболее часто выходит из строя.
В зарубежных мойках имеются очень качественные комплектующие электромоторов, проводки и других составляющих электрики, и потому они гарантированно работают без сбоев.
Также у импортных моек более продолжительный цикл между заменой воды и промывкой фильтров. Если менять воду и промывать фильтры у российских моек рекомендуется после обработки 70–80 колес, то зарубежная мойка выдерживает цикл обработки 100 колес.
Наконец, некоторые специалисты отмечают у импортных моек более качественное железо, из которых они изготовлены. Обязательное условие — в колесных мойках внутренние помывочные камеры должны быть из нержавеющей стали. Чем выше качество такой стали, тем больше гарантии, что мойка не будет подвержена коррозии от большого количества воды.
Впрочем, у российских аналогов есть и существенное преимущество. Это, как вы понимаете, их более доступная цена. Если сейчас отечественная колесная мойка обойдется в сумму около $ 2000, то мойка импортная (например, Trommelberg или Wulkan) стоит порядка 5000–6000 евро.

Иметь или не иметь?
Что и говорить, мойки для колес — оборудование довольно дорогое. Насколько оправданно иметь такое устройство для среднего автосервиса?

Дмитрий Тюльпаков:
— Известно, что чистые колеса заезжающих в автосервис автомобилей — это залог чистоты и признак высокого качества обслуживания. Однако такое оборудование, как мойки для колес, под силу иметь, скорее, крупным и престижным автосервисам, чем мелким и средним ремонтным станциям. Здесь больше играет роль вопрос престижа. Клиент, приехав на сервис и видя такую машину, проникается к станции дополнительным уважением.
Ну и, конечно же, иметь на СТОА автоматическую колесную мойку — это просто очень эффективно. Очевидно, что мыть колеса у автомобилей вручную — крайне хлопотно и неудобно. Под автомобиль приходится подлезать, а вымыть внутреннюю сторону колеса, не снимая его с автомобиля, вообще практически невозможно. Так что, если соизмерить трудозатраты, которые производятся персоналом для мойки колеса, с тем, что эти трудозатраты можно свести к нулю посредством автоматической мойки, то получится, что приобретать такое оборудование вполне резонно.


Наконец, автоматическая мойка колес — крайне полезное устройство для специализированных станций шиномонтажа.

Егор Подольский, менеджер шиномонтажа «Омега»:
— Что и говорить, автоматическая колесная мойка — оборудование крайне дорогое. Однако для хорошего шиномонтажа оно стоит этих денег. Раньше на нашей станции колеса приходилось мыть вручную. И это было, прямо скажем, неприятным занятием, особенно в слякотную весну или осень. Иногда вымажешься буквально с ног до головы, пока помоешь одно колесо у какого-нибудь джипа. А тут — вставил колесо в отверстие, и оно уже через 30 секунд сияет чистотой. К тому же данная установка производит сильное впечатление на наших клиентов, которые теперь имеют больше оснований считать нашу станцию продвинутой с точки зрения оснащения современным оборудованием.

Возможно, вас также заинтересует:
Оборудование для автосервиса
Домкраты подкатные гидравлические
Шиномонтажные станки
Цена на шиномонтажное оборудование
Стапель для кузовного ремонта

Регионы доставки

Москва, Майкоп, Уфа, Назрань, Петрозаводск, Горно-Алтайск, Махачкала, Ставрополь, Нальчик, Элиста, Черкесск, Йошкар-Ола, Улан-Удэ, Сыктывкар, Саранск, Владикавказ, Казань, Кызыл, Якутск, Ижевск, Краснодар, Барнаул, Абакан, Красноярск, Владивосток, Хабаровск, Чебоксары, Благовещенск, Брянск, Астрахань, Белгород, Старый Оскол, Архангельск, Владимир, Волгоград, Калуга, Иваново, Иркутск, Воронеж, Кемерово, Киров, Кострома, Вологда, Петропавловск-Камчатский, Курган, Курск, Санкт-Петербург, Магадан, Липецк, Калининград, Мурманск, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Рязань, Оренбург, Псков, Самара, Орел, Пенза, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Чита, Тула, Смоленск, Тверь, Саратов, Томск, Тамбов, Тюмень, Ульяновск, Челябинск, Ярославль, Салехард, Биробиджан, Нарьян-Мар, Ханты-Мансийск, Анадырь, Грозный, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта.

Отправка транспортными компаниями ПЭК, Деловые линии.