Любого сервисмена прежде всего заботит задача создания клиентской базы и постоянного увеличения количества заказчиков. Добиться этого можно при соблюдении основных правил маркетинга, одно из которых гласит: предложить возможный максимум услуг в данном сегменте бизнеса. В сфере ремонта и обслуживания автомобилей вопрос, связанный с заменой резины и прочими шиномонтажными манипуляциями (балансировка, правка дисков, ремонт покрышек и т. д.), занимает отнюдь не последнее место в череде проблем, с которыми автолюбитель обращается за помощью на сервис. Какие перспективы открывает действующий шиномонтажный пост на СТО и что требуется для его создания? Выездной шиномонтажный пост: миф или реальность? Эти и некоторые другие вопросы мы обсудим в данном материале.


Оценка рынка

Насколько востребованы услуги шиномонтажа в течение года? С этим вопросом мы обратились к техническому директору «Янта-сервис» Денису Беляеву:
— По сути, шиномонтаж является сезонным бизнесом. Он длится примерно три-четыре недели — как весной, так и осенью. В это время, естественно, шиномонтажный пост работает практически в круглосуточном режиме. В остальной период года, конечно, такого ажиотажа ждать не приходится.

Н. А.:
— Окупает ли сезон затраты на оборудование шиномонтажного поста на СТО?

Д. Б.:
— В большинстве случаев, как показывает практика, оборудование и все, что связано с устройством шиномонтажного поста, окупается достаточно быстро. Но все зависит от руководства СТО: какое оборудование закуплено и какие цели поставлены. Будет ли это капитальное вложение в оборудование высокого уровня, т. е. инвестиция также в престиж своего предприятия, или приоритетом является быстрое получение прибыли, а не долгосрочное развитие?

Существует и другое мнение, согласно которому для автосервиса необходимо сохранять достаточно узкую специализацию, совершенствуя качество обслуживания только в определенном виде ремонта, например кузовного или моторного, а не распыляться, предлагая к тому же такие услуги, которые являются сезонными. А вопрос предоставления тех или иных сервисных услуг решать при помощи договоренности с другими профильными сервисами и шиномонтажными мастерскими.

Дмитрий Селезнев, технический директор «ВДВ-сервис»:
— Мы продумывали возможность открытия шиномонтажного поста, но в результате расчетов оказалось, что его рентабельность минимальна. Час работы стоит порядка 800–900 руб., и простой подъемника, применяемого для осуществления, скажем, кузовных работ при смене резины или при других шиномонтажных работах, становится невыгодным. Хотя не могу не отметить тот факт, что клиенты автосервиса обращаются к нам с этим вопросом. Наш сервис решил проблему предложения шиномонтажных услуг весьма простым и удобным, как нам кажется, способом. Мы договорились с владельцами находящегося неподалеку шиномонтажа, и теперь наши клиенты при необходимости обслуживаются там. В частности, эта практика хорошо зарекомендовала себя в работе с корпоративными клиентами. Денег мы за это не получаем, но, в свою очередь, нам гарантировано качественное исполнение работ, связанных с колесами, в то время как наши сервисные площади не простаивают. А подобный сценарий весьма реалистичен, особенно если бизнес носит пиковый сезонный характер. Занимать 8–10 м2 для организации шиномонтажного поста, работающего максимум два-три месяца в году, а в остальное время использующегося от случая к случаю, попросту неэффективно.

Вышесказанное вполне закономерно для городских сервисов. У сервисных станций, находящихся на трассах или в небольших населенных пунктах, вопрос оказания возможного максимума услуг стоит достаточно остро. Ведь заезжающему на сервис автомобилю может потребоваться любая помощь именно здесь и сейчас.
На трассе довольно часто возникают проблемы с колесами: проколы, порезы или повреждения дисков, — а получить квалифицированную помощь на ближайшем сервисе до сих пор остается задачей не из легких. Поэтому ряду СТО стоит подумать об организации шиномонтажного поста. К тому же все работы сможет выполнять механик, прошедший инструктаж в учебном центре фирмы поставщика оборудования, и дополнительный работник не потребуется. Возможно, оценив нагрузку на шиномонтажный пост в межсезонье, вы решите взять специалиста для постоянной работы в течение всего года. В сезонный пик понадобятся несколько человек, умеющих работать на этом достаточно специфичном оборудовании.

Создать шиномонтаж

Что же необходимо для оборудования грамотного и современного шиномонтажного поста? Прежде всего нужно место. И надо заметить, немного. Для установки всего необходимого оборудования потребуется площадь 6–8 м2. Примерно по 1,5–2 м2 для каждого устройства. Важно расположить станки так, чтобы монтажнику не приходилось тратить силы на переноску колеса от одного станка к другому (масса колеса может составлять более 50 кг). Консультацию по поводу правильной и удобной компоновки шиномонтажного поста можно получить практически у любого поставщика такого оборудования. К тому же фирмы, поставляющие оборудование, берут на себя обучение персонала работе на данном виде станков. Это практикуется достаточно давно и для покупателя является гарантированной услугой, впрочем, как и собственно гарантийное обслуживание агрегатов.

Ваши документы

Для бизнеса наступают золотые времена. Стремительно сокращается количество справок, разрешений и других бумаг, без которых еще недавно частная деятельность считалась незаконной. На сегодняшний день для организации шиномонтажного отдела на СТО требуется лишь сертификат, свидетельствующий о качестве оказываемых услуг. Однако получить его можно после начала деятельности поста. В процессе работы экологическим службам необходимо предоставлять документацию на предмет законности вывоза и утилизации отходов.

Оборудование

В любом шиномонтаже вы всегда увидите: во-первых, шиномонтажный стенд, во-вторых, балансировочный станок и, наконец, в-третьих - компрессор. СТО, заботящееся о культуре производства, непременно добавит к этому перечню еще и мойку колес. Стоимость этого агрегата, отмывающего фактически любое загрязнение с колеса в течение одной-двух минут, составит порядка 4000–6000 евро. Конечно, можно обходиться и струей воды из шланга или вовсе не мыть колеса - все это, как говорится, культура, но для современного клиента она зачастую значит очень много при выборе места, куда он обращается с теми или иными проблемами. Также на чистом колесе более точно выполняется балансировка.
Мы не станем останавливаться на конкретных моделях того или иного производителя. У всех фирм, выпускающих оборудование для автосервисов, существует линия станков, предназначенных для комплектации шиномонтажа всем необходимым. Надо заметить, что российское оборудование потребует наименьших затрат. Стоимость каждого станка будет находиться в пределах 30 000–35 000 руб. Итальянские и американские производители, как, впрочем, и немецкие, оценивают свой товар несколько дороже. Нижняя граница будет в ценовом коридоре 2000–3000 евро за каждое устройство.
Оснащенный компьютером балансировочный станок стоит гораздо дороже, нежели обычное устройство. Его наличие оправданно в любом случае, даже если он и не электронный. Практически любой автолюбитель без лишних сомнений отдаст 500–600 руб. за балансировку колес, даже если вы меняете, например, летние колеса на зимние. Мало кто помнит, сколько раз за сезон «влетал» в яму или заскакивал на бортик, а ведь каждый удар отражается на сбалансированности колеса.
Надо заметить, что рекомендация пройти процедуру сход-развала после смены дисков или резины, тем более если они отъездили сезон, также не окажется лишней. Большинство водителей понимают, насколько разумно проведение этих работ, и готовы их оплачивать, так как сбалансированная колесная система позволяет дольше служить прежде всего подвеске автомобиля, а также способствует большему контролю при управлении.

Дополнительное оборудование

Хорошо бы обзавестись ванной с водой такого размера, чтобы туда беспрепятственно входило колесо самого большого радиуса. Правда, современное оборудование и профессионально работающий персонал практически исключают возможность брака при замене резины, но если площадь позволяет, то лучше, чтобы ванна все-таки была.
Крайне актуальной проблемой является пыль, от которой никуда не денешься. Профессиональное вентиляционное оборудование станет весомым аргументом в решении этого вопроса. Также вентиляция не будет лишней, если выполнять услугу вулканизации, хотя в связи с тотальным переходом на бескамерную резину потребность в ней на сегодняшний день минимальна.
При ремонте порезов и проколов используют специальный ремонтный комплект. Он достаточно надежен и прост в обращении. Существует также работа по выправлению, или прокатке, дисков. Что бы ни говорили по этому поводу, но иногда, особенно на трассе, без подобного не обойтись. Конечно, только мастер может решить, править это повреждение или все-таки лучше приобрести новый диск. Да и гарантию на выправленный диск никто не даст, но в некоторых случаях такого диска хватит на то, чтобы беспрепятственно проехать не одну тысячу километров.
Существует два типа станков: для правки штампованных и литых дисков. В штампованных дисках, кстати, достаточно пригодных к правке, правят горизонтальное и вертикальное биение, т. е. «восьмерку» и реборду. Комплект оборудования, пригодный для исправления повреждений штампованных дисков, включает два станка. Их стоимость составит порядка 70 000–80 000 руб. Примерно в такую же сумму обойдется станок для правки кованых дисков.

Сергей Костырев, директор «ТРС»:
- Стоимость оборудования, которое потребуется на СТО для создания шиномонтажного отдела в минимальной комплектации, составит от 3000 до 5000 евро. Это классический набор: стенд, станок, компрессор. Устройство для мытья колес обойдется в 5000–6000 евро, однако на действующем сервисе оно, скорее всего, уже есть, как, впрочем, и компрессор. Для удобства в работе лучше иметь подъемник, нежели домкрат. Это сэкономит время и силы персонала.
При выборе стенда необходимо проконсультироваться по поводу нагрузки, которую ему предстоит выдерживать, так как колеса от джипа и от «Жигулей» весьма разнятся не только по радиусу, но и по массе. При недостаточной мощности стенда возможен более быстрый износ узлов, как следствие - поломки и снижение срока службы. Таким образом, приобретать целесообразно более мощный станок, несмотря на различия в цене с его маломощным собратом. Это позволит в перспективе получить и большую надежность, и максимальный объем возможностей при работе с колесами различных радиусов.

Д. Б.:
- Сейчас появились станки нового поколения с «третьей рукой», существенно облегчающие труд механика и положительно влияющие на качество выполняемой работы. Срок службы оборудования исчисляется многими годами, а при правильном уходе и заявленной эксплуатационной нагрузке - десятилетиями. Необходимо удалять загрязнения и особенно тщательно очищать трущиеся части станка. Уход за агрегатами заметно облегчается при наличии системы мойки колес, а также удаления пыли из помещения.

Экономика
Как мы уже упоминали, создание шиномонтажного поста обойдется в сумму 5000–6000 евро. Какой поток автомашин потребуется, чтобы окупить эти затраты?

С. К.:
- Как показывает практика, для оправдания затрат достаточно обслуживать по 20–30 колес в день, т. е. 5–7 машин. В сезон их количество гораздо больше, и, в принципе, есть достаточно большая вероятность того, что затраты на обустройство поста будут окуплены в течение одного-двух сезонов. Стоимость работы по замене резины составит 200–400 руб. за колесо, в зависимости от марки автомобиля. За снятие колес автовладелец отдаст от 250 до 600 руб., что тоже зависит от марки автомобиля.
Существенным фактором, влияющим на объем заказов, является и местоположение СТО. Если вы находитесь вне трасс или оживленных улиц, то основной упор делается на постоянных клиентов. Для СТО, расположенных на магистралях, конечно, межсезонье не оборачивается затишьем, однако сложнее обстоит дело с постоянными клиентами.

Межсезонное хранение колес

Хранение колес в межсезонье - тема весьма интересная, но в большей степени как маркетинговая величина. Стоимость колеблется от $ 40 до $ 100 за сезон, в зависимости от расположения сервиса. Если рядом нет теплого и сухого ангара для сменных колес, то их хранение может стать проблемой. Для сервиса, находящегося на трассе, вариант услуги по хранению колес попросту не рассматривается. Приплюсуем сюда зарплату сторожа и сложности, связанные с учетом хранящихся колес или покрышек.
Хитрые автовладельцы не раз уже пытались требовать «свою», естественно, новую резину взамен той, что сдавали, например, осенью. То есть услуга по межсезонному хранению дисков и резины требует еще и обоюдно доверительных отношений. Доходов здесь ждать не приходится. С другой стороны, клиент точно приедет именно к вам, а после сезона, будь то лето или зима, его автомобилю непременно понадобится осмотр, а может, и замена тех или иных частей - это уже плюс. Как говорится, считайте деньги.

Оптимизация работы

Для владельца СТО адекватной мерой, позволяющей избежать ненужного ажиотажа в горячий сезон и не потерять возможного дохода, может стать активный способ работы с постоянными клиентами. Он заключается в своевременном информировании приезжающих на СТО клиентов о необходимости сезонных работ, а также сохранение в компьютерной базе данных информации о произведенных плановых и внеплановых манипуляциях.
Что это дает? Менеджер СТО в соответствии с базой данных связывается с клиентом и, например, рекомендует ему подъехать в определенное время для прохождения техосмотра. При этом в перечень стандартных процедур включаются осмотр резины и дисков, а также балансировка колес. Если покрышки, по оценке специалиста, могут ходить еще, а диски не имеют существенных повреждений, то, соответственно, клиенту можно порекомендовать подъехать, скажем, для подготовки автомобиля к следующему сезону. Не будем забывать, что внимание приятно всем, а внимание профессионалов - особенно. Эта система может применяться в отношении практически любых расходников, и для автосервиса она станет хорошим подспорьем в ведении истории обслуживания машины. Конечно, условия, при которых автосервис вправе считать клиента постоянным, определяет только руководство СТО.

Движение – жизнь

В настоящее время набирает популярность услуга выездного шиномонтажа. Эта услуга предлагается как для замены поврежденной на дороге покрышки, так и для сезонной смены колес. Несмотря на то что цены на услуги выездного шиномонтажного поста выше, чем стационарного, по всей видимости, в современных городских условиях мобильность помощи также ценится высоко. Немаловажный фактор - экономия арендной платы: в этом случае не потребуется выделять отдельную площадь на СТО под шиномонтажный участок и решается проблема межсезонного простоя как оборудования, так и площади, которую оно занимает.

Александр Космодемьянский, «Шины на колесах»:
- Мы предлагаем услугу мобильного шиномонтажа с 2002 г. Считаем, что стационарные посты теряют смысл. Удобство мобильного поста в том, что его всегда можно убрать, если он мешает; не надо платить за аренду помещения и коммунальные услуги. Конечно, никуда не уйти от затрат, связанных с заправкой топлива для автомобиля. Но машина может и просто стоять, если нет заказов. Мы нацелены на производство мобильных шиномонтажных комплексов и предлагаем их автосервисам. У нас есть патент на производство мобильной мастерской, содержащей оборудование для шиномонтажа. Оно не требует доработки. Важно правильно подобрать сочетание оборудования. Тряска в процессе езды и положение автомобиля во время работы - решаемый вопрос. Профессионал знает: балансировочный станок нужно не только калибровать, но и нивелировать - сложная и неудобная процедура, которой мало кто занимается. Станок надо обслуживать, иначе через полгода балансировка теряет смысл. Наши станки принимают каждое следующее колесо за нулевой горизонт. Неважно, как стоит машина, - балансировка будет правильной. Мы продумали многие детали. К тому же автомобиль-шиномонтаж является рекламной площадью, на которой размещается информация о СТО.

Юлия Тихонова, Supershina.ru:
- Наш проект появился около года назад. У нас нет стационарного поста, мы работаем только на выезд. Наша «Газель» оборудована шиномонтажным и балансировочным станками. Над автомобилем пришлось поработать, зато качество работ не хуже, чем на хорошем стационарном сервисе.
Пока мы не оказываем помощь в ремонте проколов и порезов. Эти услуги собираемся предложить в ближайшее время, так как спрос на них достаточно велик.
Конечно, сезонность в нашем бизнесе играет большую роль. С середины октября по середину ноября, а также в марте и апреле мы работаем круглосуточно. В остальное время занятость не столь велика.

Утилизация резины

Денис Беляев:
- Просто на свалку резину не выбросишь. Необходимо заключать договор с компанией, занимающейся вывозом мусора. Компетентные экологические органы строго следят за соблюдением правил по утилизации авторезины. После каждого вывоза шиномонтаж в лице владельца получает справку о вывозе и утилизации данного вида отходов. Эта справка и является доказательством законопослушности фирмы.

Н. А:
— Какие затраты, связанные с утилизацией, несет СТО?

Д. Б.:
- Вывоз контейнера обходится нам в 4000 руб. - именно такую сумму предстоит отдавать где-то раз в месяц. Добавим сюда единоразовый платеж за аренду контейнера, который составляет 15 000 руб.

Вывод

По некоторым оценкам, численность парка легковых автомобилей в Москве составляет 2–2,5 млн штук и продолжает неуклонно возрастать. Эта тенденция характерна для страны в целом. Сезонные изменения климатических условий на большей части нашей страны заставляют производить смену резины два раза в год: весной и осенью. Особенность национального менталитета не позволяет основной массе автолюбителей произвести замену летней резины на зимнюю вовремя. Выпадает первый снег - и у шиномонтажей не протолкнуться. Запись на несколько дней вперед, ночные бдения в ожидании своей очереди и многие другие трудности, приводящие к ненужному стрессу как у хозяина машины, так и у монтажников, работающих буквально на износ. Из-за общей усталости возрастает вероятность брака, а это, в свою очередь, ведет к ненужным рекламациям.
Работа шиномонтажа, естественно, не ограничивается сезонной сменой резины. Резина - материал хоть и надежный, но, как и все в этом мире, не вечный и имеет свой срок службы. Помимо замены «состарившихся» покрышек на шиномонтажных постах предоставляется услуга по балансировке дисков. В некоторых случаях - и по их выправлению. Но, как говорят профессионалы, дело это неблагодарное. Времена, когда в условиях всеобщего дефицита любая деталь использовалась «до последней капли крови», прошли. Испорченный диск большинство автолюбителей попросту поменяют. Да и гарантировать надежность выправленного диска сложно, так как микротрещины и повреждения структуры металла невооруженным глазом не видны, а рентгеноструктурное исследование дисков пока еще в автосервисе не проводят.
Немаловажной заботой о клиенте станет хранение сменной резины в межсезонье. Известно, что зимняя и летняя резины вполне способны проходить по нескольку сезонов, а на балкон четыре колеса не понесешь, да и гараж есть далеко не у всех.
Несмотря на выраженную сезонность работы шиномонтажного поста, его наличие на СТО, несомненно, станет привлекательным атрибутом бизнеса. Расширение перечня предоставляемых потребителю услуг поможет достичь качественно иного уровня сервиса и завоевать доверие клиента, что, несомненно, найдет положительное отражение также и в финансовом аспекте.

Что нужно
– 8–10 м2 - размещение
– 5000 евро - оборудование в минимальной комплектации
– 1 сотрудник - обучение за счет фирм-поставщиков оборудования

Плюсы
• Стабильный доход в сезон
• Увеличение перечня услуг
• Повышение прибыли, получаемой с одного клиента
• Общее расширение клиентской базы
• Окупаемость в среднем за два сезона

Минусы
• Нестабильный спрос на услугу, затрудняющий финансовое планирование на начальном этапе
• Увеличение арендной платы за счет расширения площади
• Дополнительные расходы, связанные с утилизацией отходов
• Зависимость от места расположения

Альтернатива – передвижной шиномонтажный пост

Плюсы

• Дополнительная рекламная площадь
• Отсутствие межсезонного простоя
• Повышение цены услуги
• Экономия арендной платы

Минусы
• Более высокая стоимость оборудования
• Сложность удаленного контроля
• Более длительный срок окупаемости оборудования

Если мгновенная окупаемость не является для вас единственным показателем рентабельности услуги, то оборудование шиномонтажного поста для вас актуально. Остается только выбрать более удобный вариант - стационарный или передвижной.

 


Взято с сайта журнала Новости АВТОремонта - http://www.remontauto.ru/

Возможно, вас также заинтересует:
Стенд балансировочный
Вулканизатор для ремонта шин
Цена на оборудование для автосервиса
Шиномонтажное оборудование (Италия)
Автомобильный двухстоечный подъемник

Регионы доставки

Москва, Майкоп, Уфа, Назрань, Петрозаводск, Горно-Алтайск, Махачкала, Ставрополь, Нальчик, Элиста, Черкесск, Йошкар-Ола, Улан-Удэ, Сыктывкар, Саранск, Владикавказ, Казань, Кызыл, Якутск, Ижевск, Краснодар, Барнаул, Абакан, Красноярск, Владивосток, Хабаровск, Чебоксары, Благовещенск, Брянск, Астрахань, Белгород, Старый Оскол, Архангельск, Владимир, Волгоград, Калуга, Иваново, Иркутск, Воронеж, Кемерово, Киров, Кострома, Вологда, Петропавловск-Камчатский, Курган, Курск, Санкт-Петербург, Магадан, Липецк, Калининград, Мурманск, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Рязань, Оренбург, Псков, Самара, Орел, Пенза, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Чита, Тула, Смоленск, Тверь, Саратов, Томск, Тамбов, Тюмень, Ульяновск, Челябинск, Ярославль, Салехард, Биробиджан, Нарьян-Мар, Ханты-Мансийск, Анадырь, Грозный, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта.

Отправка транспортными компаниями ПЭК, Деловые линии.