Дмитрий ВЕРЕЩАГИН

В жизни многих предприятий возникает момент, когда становится ясно, что для дальнейшего развития необходимо расширять производственные площади. Арендуя новое помещение под цех или построив собственное здание, владельцы сервисов встают перед проблемой: как наилучшим образом оснастить мастерскую, сколько и какого типа оборудования закупить для того, чтобы, полностью удовлетворив запросы будущих клиентов, в кратчайший срок суметь окупить инвестиции? Наш журнал планирует поместить серию публикаций, посвященных этой проблеме. И начнем мы ее с вопроса о том, как оптимальным образом рассчитать количество рабочих постов и оснастить их тем оборудованием, без которого не сможет обойтись, пожалуй, ни один автосервис, — подъемниками.

Перед тем как закупать подъемники, руководитель автосервиса должен ответить на три вопроса: во-первых, какое оборудование окажется наиболее эффективным для осуществления тех видов работ, на которые будет нацелено предприятие, во-вторых, сколько потребуется подъемников, и в-третьих, как оптимальным образом разместить их в цеху. Для ответа на любой из этих вопросов полезно составить представление о том, какие вообще механизмы для подъема автомобилей предлагаются на отечественном рынке. В нашем журнале было опубликовано немало материалов, в которых давались подробные описания различных видов. Коротко напомним об основных преимуществах и недостатках тех или иных моделей.

Виды подъемников

В первую очередь, существуют подъемники плунжерного типа, у которых механизм привода спрятан в шахте под уровнем пола, и стоечные, весь механизм которых стационарно размещен на поверхности. Каждый из этих типов имеет свои преимущества.

Плунжерный в нерабочем состоянии практически не мешает передвижению по автосервису. Он менее травмоопасен. И как ни странно, его обслуживание в целом оказывается более дешевым, чем механизмов, постоянно находящихся на поверхности: экономия происходит за счет того, что спрятанный в шахте привод подъемника меньше подвержен воздействию внешних сил: засорению, механическим повреждениям, попаданию технических жидкостей и т. п.

Если говорить о недостатках таких подъемников, то их два, но они могут оказаться существенными.

Во-первых, из-за проложенных под зданием коммуникаций далеко не всегда удается углубиться на достаточное расстояние для того, чтобы смонтировать шахту. Опять же, при установке такого оборудования требуется серьезное согласование, связанное именно с опасностью повредить проходящие под постройкой коммуникации.

Во-вторых, стоимость плунжерных подъемников при прочих равных условиях выше стоимости техники, устанавливаемой на поверхности. Более затратна и установка таких подъемников.

Впрочем, специалисты считают, что все эти затраты со временем окупаются. Вот что по этому поводу говорит Станислав Беляев, технический директор компании «Км / ч» — официального дилера Chevrolet, Opel, Cadillac, Hummer:

— Хотя точных расчетов мы не проводили, все же можем с уверенностью утверждать, что в течение трех лет плунжерные подъемники однозначно окупают себя, их использование более выгодно в сравнении с эксплуатацией приспособлений, установленных на поверхности. Первоначальная разница в цене покрывается меньшими расходами на обслуживание, а также отсутствием потерь, связанных с травмами сотрудников, мелкими авариями из-за мешающих проезду стоек и т. п. А в условиях насыщенного производства временные затраты на маневрирование между подъемниками в итоге выливаются в снижение производительности.

Если же говорить о стоечных подъемниках, то их преимущества, собственно говоря, вытекают из недостатков конкурентов. Конечно же, такие механизмы проще и быстрее установить, стоимость их ниже, для их размещения требуется меньше разрешительных документов. Однако, как уже говорил наш эксперт, скорее всего, в эксплуатации такие подъемники менее выгодны. И в любом случае, постоянно возвышающаяся над землей основа не позволит с максимальной эффективностью использовать территорию цеха, особенно в том случае, если речь идет о большом помещении, в котором подъемники устанавливаются не в один ряд. К тому же применяемый в таких подъемниках механический привод менее надежен, медлителен и требует более частого обслуживания.

Однако в функциональном плане оба типа подъемников схожи. Так что, хотя и можно говорить о том, что если у вас есть возможность установить плунжерные подъемники, то они были бы предпочтительнее, это совсем не значит, что стоит совсем отказаться от стоечных конструкций. Вполне возможно, что в некоторых случаях, в первую очередь для предприятий с невысоким бюджетом и небольшими цехами, только начинающих свою деятельность, их применение вполне оправданно.

Подъемники отличаются друг от друга еще по одному признаку — способу установки на них автомобиля. В наиболее распространенном случае машины удерживаются на специальных «лапах», которые поддерживают кузов в четырех точках. Подобное крепление могут иметь как плунжерные, так и стоечные подъемники. Такие механизмы наиболее универсальны, так как открывают доступ практически ко всем узлам автомобиля и позволяют поднимать все подходящие по массе машины: при необходимости установка «лап» регулируется в зависимости от размеров кузова. Однако возникают определенные мертвые зоны, к которым доступ механиков затруднен. Как правило, они редко мешают рабочим, так как в эти зоны попадает бок автомобиля, в районе которого работы обычно не производятся. Однако иногда, например при проведении электромонтажных операций, наличие мертвой зоны со стороны порога может вызвать определенные неудобства. Тогда на помощь придут плунжерные подъемники с небольшими платформами, устанавливаемыми под пороги автомобиля. Такие механизмы, с одной стороны, чуть менее универсальны. На них может не получиться поднять автомобили с короткой или узкой колесной базой. Вообще, данные подъемники целесообразно покупать под конкретный класс автомобилей. К тому же подходящие под кузов стойки и платформа препятствуют выполнению большего числа ремонтных операций, чем в случае с четырехточечным креплением.

Так, у многих моделей автомобилей на таких подъемниках может оказаться затруднена замена топливного фильтра и топливного насоса. С другой стороны, платформы оставляют открытым доступ к боковой части машины. Да и компактное — под днищем — расположение гидравлических стоек позволяет рациональнее использовать производственные площади. А поскольку все-таки большая часть операций остается доступной для механиков, такие подъемники также могут быть использованы в ремонтных цехах на правах основных. В идеале реально говорить о сочетании того и другого типа подъемников, что позволит сервису рационально производить практически все виды ремонтных операций.

Существуют также ножничные подъемники, на которые автомобиль загружается стоящим на колесах. Поскольку в таком случае доступ ко многим узлам подвески, тормозного механизма и т. п. закрыт, подобные подъемники целесообразны лишь для узкоспециализированных постов, в первую очередь — для регулировки углов установки колес. В качестве основных подъемников в автосервисе они нецелесообразны.

Ножничные подъемники могут быть установлены в незначительном — до 30–50 см — углублении. Поэтому их можно выбрать в тех случаях, когда из-за проходящих под зданием коммуникаций нельзя разместить под полом плунжерный подъемник. Однако стоит помнить, что такие механизмы более травмоопасны.

Кстати, функционально аналогичны ножничным подъемникам четырехстоечные и плунжерные четырехстоечные. Для установки четырехстоечных подъемников плунжерного типа требуется, опять же, возможность углубиться в шахту. К тому же они проигрывают конкурентам по скорости подъема груза. Однако они более надежны и менее травмоопасны.

Какие и сколько

Дать однозначные ответы на эти вопросы сложно. Многое зависит от особенностей вашего предприятия. Естественно, рассмотреть все возможные варианты размещения постов на территории автосервиса в рамках одной публикации нереально. Мы можем лишь на примере какого-то одного усредненного автосервиса проиллюстрировать общую методику расчета оптимального сочетания оборудования.

Для наглядности представляем эту методику в пошаговом рассмотрении.

Шаг первый. Для начала необходимо четко определиться с тем, на какого вида работах и на каких автомобилях будет специализироваться ваш сервис. От этого во многом зависит дальнейший расчет типов подъемников. Понятно, что для ремонта грузовиков понадобятся и большие территории цехов, чем для ремонта легковушек, и другое оборудование. Так же как и в случае узкой специализации сервиса на каком-то одном виде работ, можно обойтись лишь узким перечнем приспособлений, в то время как для мультибрендового предприятия придется покупать разнообразное оборудование.

Для примера такого расчета возьмем мультибрендовый сервис, специализирующийся на ремонте легковых, в крайнем случае, коммерческих автомобилей, при этом выполняющий все те основные виды работ, которые обычно предоставляют в большей части автосервисов.

Какие подъемники понадобятся?

Во-первых, сервис будет заниматься текущим ремонтом и обслуживанием автомобилей. Этот вид работ станет основным. Для их успешного проведения понадобятся либо подъемник, оснащенный механическими «лапами», либо подъемники с платформами, на которых все четыре колеса окажутся в вывешенном состоянии. Но, поскольку сервис планируется мультибрендовым, невозможно использовать платформенный подъемник под все автомобили. Кроме того, установленная по всей длине порога платформа не позволяет производить некоторые виды работ. Поэтому имеет смысл либо остановиться только на приспособлениях, оборудованных механическими лапами, либо установить несколько двустоечных плунжерных платформенных подъемников, рассчитав их под автомобили среднего класса. Но все равно, несколько подъемников должны быть оснащены механическими «лапами», иначе сервис может лишиться своей универсальности.

Во-вторых, предприятие станет предоставлять услуги по регулировке угла установки колес. Для этих целей лучше всего подойдет ножничный подъемник с полной загрузкой автомобиля. Собственно говоря, такое же приспособление можно использовать на пункте первичного осмотра. На платформу удобнее заезжать, мастеру-приемщику не придется каждый раз для минутного осмотра тщательно выставлять «лапы», как это было бы в случае со стоечным подъемником. Да и машина вся как на ладони. Другое дело, что колесо не снять. Но при первичном осмотре этого обычно и не требуется.

Пункт компьютерной диагностики вовсе не требует подъемника — на агрегатном участке, в принципе, можно довольствоваться любым приспособлением, которое при подъеме позволяет вывесить колеса. В кузовном цеху более функционален подъемник, оснащенный механическими «лапами».

Юрий Орлов, технический директор Центра кузовного ремонта «Янта-Сервис»:

— При ремонте кузовов автомобилей использовать платформенный подъемник нецелесообразно. Его платформа будет выходить за габариты машины и мешать доступу к автомобилю. Мы применяем обычные стоечные. В большинстве случаев такие приспособления нас устраивают.

Альтернативой для кузовного цеха может стать одностоечный плунжерный подъемник. Благодаря размещению лап и стойки под автомобилем он оставляет открытым доступ к всей боковой поверхности машины. Однако «лапы» почти полностью перекрывают днище, поэтому для некоторого вида ремонтных работ такой подъемник может оказаться непригодным. Так что хотя бы один обычный подъемник с двумя стойками все-таки в кузовном цеху не помешает.

Можно поставить подъемник и на пост электриков. На многих сервисах, правда, обходятся без него. Но там и механикам приходится иногда работать в полулежачем положении. На этом посту было бы разумно установить платформенный подъемник с установкой платформы под порогом, но при этом важно, чтобы платформа точно вписывалась под габариты автомобиля. А поскольку нет возможности предугадать, какие именно автомобили станут приезжать на сервис, придется использовать стоечные или плунжерные, оснащенные лапами. Хотя именно на данном посту применение таких подъемников кажется наименее удачным: лапы и стойки будут мешать доступу в салон автомобиля.

Понадобится подъемник и на пост установки дополнительного оборудования. Здесь та же ситуация, что и в случае с электриками. Неплохо было бы использовать приспособление с платформой под пороги, но его можно применять лишь при условии обслуживания схожих по геометрии кузова автомобилей.

Теперь — что касается вопроса выбора стоечных или плунжерных подъемников. Тут уж предоставляем вам остановиться на том или ином варианте. Однако решить этот вопрос необходимо именно на этапе планирования, поскольку от этого будет зависеть дальнейший расчет количества подъемников: в среднем стоечные подъемники потребуют выделения большей площади, чем плунжерные, особенно если речь идет о плунжерных двустоечных с устанавливаемой под порог автомобиля платформой. Что же касается стоечных или ножничных подъемников, то, как уже говорилось, ножничные имеет смысл установить на пункте приема автомобилей и, может быть, на пункте регулировки углов установки колес. Во всех же остальных случаях рациональнее двухстоечные подъемники.

Итак, подведем итоги. В основном для оборудования нашего взятого за образец автосервиса нужны стоечные или плунжерные подъемники с механическими лапами, вместе с которыми можно будет установить несколько плунжерных механизмов для вывешивания колес автомобиля. Как минимум на одном или двух постах потребуется подъемник платформенного типа с полной загрузкой автомобиля. А в кузовном цеху можно установить одностоечные плунжерные или стоечные подъемники.

Шаг второй. В идеале на этом этапе планирования следовало бы рассчитать, какие мощности необходимы вашему сервису для того, чтобы, загрузив их полностью, суметь обслужить всех обращающихся к вам клиентов. Затем на основании этих расчетов спланировать строительство помещения под цеха так, чтобы в них наилучшим образом разместились рабочие посты.

К сожалению, даже в случае возведения новых цехов далеко не всегда возможно учесть эти требования: то земли не хватает, то не удается согласовать план с пожарниками, санитарами и прочими службами, то проект оказывается чрезмерно дорогим. Тем более трудно учесть все при аренде помещения. Поэтому зачастую приходится действовать от обратного, рассчитывая количество постов и подъемников уже в зависимости от имеющегося помещения.

Основной материал, на который можно опереться в этих расчетах, — требования производителей, поскольку имеющиеся на сегодняшний день ГОСТы не соответствуют условиям современного авторемонтного производства. И говоря о нормативах, мы можем приводить лишь усредненные цифры, поскольку каждый дистрибьютор дает рекомендации исходя из собственного модельного ряда.

Станислав Беляев:

— В среднем под один подъемник производители рекомендуют выделять участок площадью как минимум 15 м2. Но это приблизительная величина. Она зависит от типов подъемника, от того, какие автомобили будут приезжать на обслуживание. Для ремонта более крупных машин, естественно, потребуются еще большие площади. А плунжерный двустоечный подъемник с рабочей платформой потребует меньшей территории поста, чем аналогичный механизм с регулируемыми «лапами».

Многое также зависит от конфигурации помещения. Удобнее всего планировать подъемники в цехах прямоугольной формы. В этом случае посты чаще всего располагают либо в один ряд вдоль стены, либо в два ряда напротив друг друга. Все зависит от ширины помещения и типа используемого подъемника. При правильном размещении постов автомобили должны иметь возможность без дополнительных маневров заезжать на подъемник и выезжать с него. Поэтому при расчете количества подъемников важно учитывать габариты автомобилей и радиусы их поворота. Для этого в мультибрендовом сервисе стоит с самого начала определиться, на какую категорию клиентов вы предполагаете сделать ставку. Если вы планируете демократичный автосервис с невысокой стоимостью обслуживания, стоит ожидать приезда большого количества автомобилей среднего класса, и тогда ориентируйтесь именно на такие машины. Если же вы собираетесь обратить внимание на состоятельных владельцев машин бизнес-класса, с самого начала скорректируйте свои расчеты в сторону увеличения территории каждого поста.

В общем случае формулу расчета минимальной ширины вытянутого в длину прямоугольного цеха, необходимой для установки подъемников в два ряда под прямым углом к центральному проходу, при условии использования платформенных подъемников с утопленным основанием, можно представить в таком виде:

2l + r + k + m, где l — длина автомобиля, r — радиус его поворота, k — коэффициент запаса, который в общем случае рекомендуется брать равным величине r / 4, но не менее 1 м, m — ширина рабочей зоны поста.

Нетрудно подсчитать, что, например, с Chevrolet Lanos (берем его как одного из представителей среднего класса автомобилей), габариты которого равны 4,3 х 1,7 м с заявленным производителем радиусом поворота 4,3 м, эта величина будет приблизительно равна 17,5–18 м в зависимости от k.

В случае если при той же клиентской базе будут применяться механизмы с механическими «лапами», необходимо учесть тот факт, что автомобили, прежде чем начать маневр при выезде с подъемника, должны объехать лежащие на полу «лапы». Это увеличит минимальную ширину цеха как минимум на 2 м.

Если ширина вытянутого в длину прямоугольного цеха превышает расчетную на величину, равную 2l + r + k, то стоит задуматься о размещении подъемников в три ряда или о расположении их в какой-то более сложной конфигурации.

Если же ширина меньше указанной величины, то имеется возможность разместить два ряда подъемников, поставив их под углом к основному проходу. Посты станут занимать большую площадь по ширине, и на протяжении всей длины цеха количество постов уменьшится (обычно на один - два подъемника). Зато появится возможность существенно сократить территорию для проезда автомобилей. Такой подход корректен при условии, что будут соблюдены противопожарные нормы и удастся организовать поочередное движение машин по территории цеха.

При расположении подъемников таким образом, чтобы установленный на них автомобиль оказался под углом в 30° к линии центрального прохода, вы сумеете разместить два ряда подъемников уже при ширине зала почти вполовину меньшей, чем при перпендикулярном расположении подъемников. При этом их тип существенной роли играть не будет, так как автомобилям придется совершать поворот уже не на 90°, а лишь на 60°, что заметно упростит маневрирование.

Выиграть один-два подъемника можно за счет их грамотного расположения в угловой части помещения.

Если боковая поверхность стены позволяет разместить несколько подъемников, увеличить количество постов как минимум на одну единицу можно за счет установки углового подъемника под 45° к проходу.

Труднее рационально использовать всю площадь цехов при сложной форме помещения. Этот момент стоит учесть при распределении площадей помещения под различные посты. Несколько скорректировать изъяны планировки цеха можно за счет правильного расположения вспомогательных постов, не оснащенных подъемником. Увеличить количество постов с подъемниками реально путем грамотного их расположения, использованием метода размещения оборудования под углом к проходу, комбинируя их расположение в углах. К сожалению, в таком случае дать общую формулу расстановки подъемников невозможно. Нужно отдельно считать в каждом конкретном случае. Важно только то, чтобы заранее учитывалась возможность беспрепятственного въезда и выезда на территорию поста.

Шаг третий. На этом этапе предстоит окончательно определиться с количеством подъемников каждого конкретного типа. Предполагается, что вы уже приблизительно рассчитали общее количество постов. В зависимости от получившегося результата и будет определяться качественный состав оборудования. В общем случае он будет выглядеть приблизительно таким образом.

1-й случай. Планируется небольшое (меньше 5) количество постов. В этой ситуации можно использовать максимально универсальные подъемники. В первую очередь такими являются двустоечные механизмы с регулируемыми «лапами». Исключение может составить лишь подъемник с платформой (ножничный, четырех-стоечный или плунжерный) для регулировки углов установки колес, если, конечно, вы планируете выполнение таких операций. Что касается большегрузного подъемника, имейте в виду: из-за широкого расположения «лап» вы не сумеете ремонтировать на нем многие автомобили среднего класса. Поэтому устанавливать такое оборудование на ограниченной площади можно, но только тогда, когда вы уверены, что среди ваших клиентов будет немало водителей больших машин. В противном случае значительное время часть территории цеха использоваться не будет. С другой стороны, если вы не установите соответствующее оборудование, то не сможете обслуживать владельцев коммерческого и другого транспорта массой более 3,5 т. Что выгоднее — решать вам.

2-й случай. Планируется порядка 10 постов. В этой ситуации подъемники распределяются таким образом: два поста выделяются под большегрузные подъемники, один — под сход-развал и, соответственно, под подъемник с платформой. Один-два поста могут остаться вообще без подъемника, если вы решите установить пункт диагностики или, скажем, шиномонтажа. Остальные же посты стоит оснастить двустоечными подъемниками. Они могут быть либо разных типов, либо одинаковыми, в зависимости от того, какие из них вы выберете на основании оценки достоинств и недостатков каждого из типов. Единственное, повторимся, — нельзя устанавливать одни только плунжерные подъемники, оборудованные платформой. Необходимо, чтобы в цеху хотя бы одна, а желательно — все-таки две установки были оснащены механическими лапами.

3-й случай. Планируется более 10 постов. Тут количество каждого типа подъемников увеличивается в пропорциональном порядке.

Предложенный способ распределения постов отражает лишь общие закономерности. В каждой конкретной ситуации могут быть свои особенности, которые необходимо учесть при расчете количества подъемников определенного типа. Однако мы надеемся, что представленный материал облегчит вам произведение расчетов.

Взято с сайта журнала "Новости АВТОремонта".

Возможно, вас также заинтересует:
Оборудование для автосервиса
Подъемник автомобильный двухстоечный
Подъемники для шиномонтажа
Домкрат подкатной 10т
Стапель для кузовного ремонта

Регионы доставки

Москва, Майкоп, Уфа, Назрань, Петрозаводск, Горно-Алтайск, Махачкала, Ставрополь, Нальчик, Элиста, Черкесск, Йошкар-Ола, Улан-Удэ, Сыктывкар, Саранск, Владикавказ, Казань, Кызыл, Якутск, Ижевск, Краснодар, Барнаул, Абакан, Красноярск, Владивосток, Хабаровск, Чебоксары, Благовещенск, Брянск, Астрахань, Белгород, Старый Оскол, Архангельск, Владимир, Волгоград, Калуга, Иваново, Иркутск, Воронеж, Кемерово, Киров, Кострома, Вологда, Петропавловск-Камчатский, Курган, Курск, Санкт-Петербург, Магадан, Липецк, Калининград, Мурманск, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Рязань, Оренбург, Псков, Самара, Орел, Пенза, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Чита, Тула, Смоленск, Тверь, Саратов, Томск, Тамбов, Тюмень, Ульяновск, Челябинск, Ярославль, Салехард, Биробиджан, Нарьян-Мар, Ханты-Мансийск, Анадырь, Грозный, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта.

Отправка транспортными компаниями ПЭК, Деловые линии.